Новости

30.09.2018Минтруд: контролировать рабочее время дистанционщиков можно по-разному.

ПИСЬМО МИНТРУДА
от 01.06.2018 № 14-2/ООГ-4643

(Извлечение)

[...]

Мнение Минтруда России […] не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 251 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) особенности регулирования труда – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Согласно статье 312.4 ТК РФ если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению,

Вместе с тем, работодателю удобнее, когда дистанционный работник участвует в производственном процессе одновременно с работающими на стационарных рабочих местах. Такой режим позволяет быстрее и эффективнее осуществлять взаимодействие по возникающим в процессе деятельности вопросам, а также вести учет рабочего времени. В этом случае оптимальной является пятидневная рабочая неделя (40 часов) с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (часть 2 статьи 91, часть 1 статьи 100 ТК РФ).

Если в трудовом договоре оговариваются порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, то могут быть применены различные механизмы контроля и учета рабочего времени удаленного работника, как правило программные, например предоставляемые биржей труда oDesk.

Программа учета рабочего времени oDesk Team автоматически делает скриншоты рабочего стола компьютера каждые несколько минут, после того как дистанционный работник приступил к работе, и подсчитывает, сколько времени ушло на выполнение задания. Для работодателя это возможность убедиться, что работник реально отработал заявленные часы. А для работника – гарантия выплаты денег. К сожалению, такая система не может учесть рабочего времени, потраченного на работу не за компьютером.

Существует и альтернативный вариант – онлайн-сервис Yaware. В автоматическом режиме он собирает подробную информацию о работе сотрудника: время начало и окончания работы, перерывы в ней, использованные инструменты (это важно, если заранее оговорено в трудовом договоре), суммирует рабочее время за расчетный период.

Возможен и традиционный вариант учета рабочего времени – "на доверии" либо с обязанностью работника находиться на связи в течение рабочего времени с помощью интернет-телефонии.

Если необходимость взаимодействия с дистанционным работником в режиме онлайн отсутствует, можно установить иной режим рабочего времени (например, рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику).

Заместитель директора Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства                                                                                     Т.В. Маленко