Новости

23.09.2016Минтруд: как оформлять трудовые договоры, если рабочее место еще пока не спецоценено

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516

Вопрос: О внесении изменений в трудовой договор по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение о порядке применения отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор.

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до проведения специальной оценки условий труда в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

По завершении специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями (класс (подкласс) условий труда, полагающиеся гарантии и компенсации).

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Таким образом, изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами специальной оценки условий труда. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда осуществляется со дня вступления в силу соответствующих результатов проведения специальной оценки условий труда (с момента утверждения отчета о ее проведении).

При этом работодатель вправе до проведения указанной специальной оценки условий труда в рамках взаимодействия с социальными партнерами и работником определить возможность компенсации вредных (опасных) факторов при их последующем выявлении по результатам специальной оценки условий труда.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С. Сергеев

 

Комментарий И.В.Журавлевой:

1. Прежде всего, необходимо учитывать, что письма – Минтруда, Роструда и проч. – не являются источниками права, нормативными документами, обязательными для исполнения. Это мнения-разъяснения специалистов-чиновников, причем качество этих разъяснений бывает разным. В этом письме мы видим рекомендацию о формулировке для трудового договора при приеме работников на рабочие места, где еще не проведена СОУТ, которая вызывает определенные сомнения, поскольку   согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда бывают четырех видов: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда и выявляются только в ходе специальной оценки, проводимой специализированными аккредитованными на это организациями путем идентификации вредных факторов и, при обнаружении, их исследовании и измерении.

Следовательно, указанные в письме Минтруда «Общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним)» не являются «условиями труда» согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, без спецоценки определить условия труда на том или ином рабочем месте невозможно, а работодатель это сделать вообще не в состоянии и даже не вправе.

Таким образом, мы считаем, что изложенная в письме рекомендация не является логически вытекающей из анализа норм трудового законодательства. По нашему мнению, если на рабочем месте на законном основании СОУТ не проводилась, в трудовом договоре так и следует указать, например: «Условия труда на рабочем месте: вновь организованное рабочее место», а потом уже сделать дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием установленных в ходе СОУТ условий труда.

2. Что касается внесения изменений в трудовой договор, то необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 74 ТК работодатель вправе изменить в одностороннем порядке условия труда и, вследствие этого, могут измениться условия трудового договора, о чем следует предупреждать работников минимум за два месяца. Безусловно, проведение СОУТ на рабочих местах, где ранее СОУТ не проводилась, либо где новая СОУТ установила иные, нежели прежде, классы (подклассы) условий труда, влечет необходимость внесения изменения в трудовые договоры путем заключения дополнительных соглашений. Однако проведение СОУТ не является изменением условия труда, осуществленным работодателем. Поэтому мы считаем, что при заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам по результатам СОУТ нет правовых оснований выжидать два месяца, изменения следует вносить сразу же после утверждения результатов СОУТ.

3. Анализируя абзацы 6 и 8 письма:

( абз. 6: «изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда»;

абз. 8: «Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда осуществляется со дня вступления в силу соответствующих результатов проведения специальной оценки условий труда (с момента утверждения отчета о ее проведении)»)

мы понимаем, что «изменения условий трудового договора» и «Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» - это одно и то же, следовательно, приходим к уже сформулированному выводу, а именно: после проведения СОУТ изменения в трудовой договор следует вносить сразу, поскольку ст. 74 ТК РФ в данном случае не применима.

В заключение хотелось бы отметить, что многие письма Минтруда вызывают у профессионалов искреннее уважение, мы их ждем и изучаем, они помогают нам в понимании нюансов законодательства и в работе. Надеемся, что так будет и впредь, а исключения - только подтверждают правило.