Новости

29.02.2016О мыле, трудовом договоре и приказе Минздравсоцразвития

О мыле, трудовом договоре и приказе Минздравсоцразвития

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н в последние два-три года (а почему-то вовсе не с 2010 года) привлек всеобщее внимание работодателей и, соответственно, кадровиков. Вопросы о том, обязательно ли в трудовом договоре закреплять нормы выдачи смывающих и прочих средств, задают постоянно: на семинарах, на горячей линии «Кадровых решений», на сайте. Вот один из таких вопросов, присланных совсем недавно:

«Пожалуйста, поясните, насколько правомерно требование Приказа Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н о внесении в ТД информации о нормах выдачи смывающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника.

Это т.н. "положение о мыле".

Судя по приказу – такое положение устанавливается для всех работодателей...»

Нужно заметить, что обратили внимание на этот приказ МЗСР только недавно по той простой причине, что инспекторы государственной инспекции труда стали проверять наличие в трудовых договорах условия «о мыле» лишь в последние годы. Стали проверять… Следовательно, нам необходимо разобраться, насколько правомерно это требование проверяющих.

Итак. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1122н[1] "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" был принят 17 декабря 2010 г. 7 февраля 2013 г. и 20 февраля 2014 г. в него вносились изменения. Вот после последних изменений и начался «мыльный ажиотаж»: проверяющие требуют, чтобы в трудовых договорах со всеми работниками были указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Причем требуют, чтобы это условие было обязательно прямым (нормы указаны прямо в договоре), а не отсылочным (отсылка к локальному нормативному акту, в котором фигурируют нормы и с которым работники ознакомлены под роспись, например – к положению об охране труда).

Для решения вопроса о правомерности этих требований проанализируем нормы Трудового кодекса и положения Приказа, в совокупности которых содержится ответ.

Начнем мы, разумеется, с федерального закона, т.е. с Трудового кодекса. В ч. 2 ст. 57 ТК перечислены обязательные условия трудового договора, причем в абз. 11 (последнем) этой части говорится, что обязательными являются и «другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Согласно ст. 5 ТК нормы трудового права могут содержать, в частности, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, каковыми являются министерства. Следовательно, из совокупного анализа норм абз. 11 ч. 2 ст. 57 и абз. 5 ч. 1 ст. 5 ТК следует вывод, что министерство, которое в разные времена носило самые разные названия (народный комиссариат труда, государственный комитет труда, министерство труда, министерство здравоохранения и социального развития, министерство труда и социальной защиты и др.), вправе устанавливать обязательные для включения в трудовой договор условия.

Далее изучим и прокомментируем важные для нас нормы Приказа. Приложением 2 к Приказу является Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", отдельные положения которого в комплексе и дадут нам ответ на наши вопросы.

«2. Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.»

Комментарий. Приказ, утвердивший Стандарт, прошел регистрацию в Минюсте (22.04.2011, рег. № 20562), и, таким образом, является нормативным документом, обязательным для исполнения. 

Вывод. Следовательно, положения Стандарта являются обязательными как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

«5. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее – Типовые нормы).»

Комментарий. Количество выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – средства) установлено нормативно.

Вывод. Следовательно, договорное регулирование этого вопроса с участием работников уже не требуется.

«7. Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.»

Комментарий. Работодатель может увеличить нормы выдачи средств с учетом мнения представительного органа работников – при его наличии, либо единолично – при отсутствии такого органа.

Вывод. Следовательно, договорное регулирование этого вопроса с участием работников просто невозможно.

«9. Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.»

Комментарий. Стандарт является нормативным документом, обязательным для исполнения.

Вывод. Следовательно, несмотря на невозможность договорного регулирования норм выдачи средств с участием работников, условие о конкретных нормах должно быть включено в трудовые договоры с работниками.

Абсурд. Но – абсурд нормативный, а посему подлежащий обязательному исполнению.[2]

«10. При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения.»

Комментарий. Вряд ли это нужно делать при каждой выдаче, поэтому достаточно изложить правила применения средств в локальном нормативном акте (далее – ЛНА), с которым работники ознакомлены под роспись.

Вывод. Следовательно, в положении об охране труда должны быть изложены правила применения смывающих и (или) обезвреживающих средств.

«12. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда[3]

Комментарий. Работодатель обязан проводить СОУТ для всех рабочих мест, исключая только надомные и дистанционные.

Вывод. Следовательно, решение о том, какие именно средства должны выдаваться тем или иным категориям работников, работодатель принимает не самостоятельно, а по результатам СОУТ.

«13 (абзац 1). Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.»

Комментарий. Должен быть составлен и утвержден перечень рабочих мест, для которых выдача средств является необходимой.

Вывод. Следовательно, по всей вероятности, имеются рабочие места, для которых выдача средств не является необходимой, т.е. обязательной.

«13 (абзац 2). Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.»

Комментарий. Формирование перечня осуществляется с учетом многих факторов

Вывод. Аналогичен предыдущему.

«13 (абзац 3). До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.»

Комментарий. При отсутствии карты СОУТ с указанием о необходимости выдачи средств, их видах и нормативах, при необходимости средства всё равно должны выдаваться.

Вывод. Аналогичен предыдущему.

«20 (абзац 1). На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).»

Комментарий. Установлена связь выдачи средств с работами, вызывающими хотя бы легкосмываемые загрязнения.

Вывод. Аналогичен предыдущему.

«20 (абзац 2). На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.»

Комментарий. Наличие мыла в умывальниках туалетных (душевых) комнат является вполне достаточным для работников, чья работа связана с легкосмываемыми загрязнениями.

Вывод. Следовательно, нет необходимости в выдаче средств индивидуально каждому работнику.

«23. Выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.»

Комментарий. Аналогичен предыдущему.

Вывод. Аналогичен предыдущему.

В разделе II («Очищающие средства») Приложения 2 к Приказу («Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств») указано, что мыло или жидкие моющие средства выдаются, в частности, для работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями для мытья рук – 200 г туалетного мыла или 250 г жидкого мыла на месяц.

Обращает на себя внимание постоянное указание на работы, связанные с загрязнениями: легкосмываемыми, трудносмываемыми и прочими. В Трудовом кодексе о загрязнениях говорится в статьях 209, 212 и 221, причем каждый раз – после упоминания вредных и(или) опасных факторов, переход от которых к загрязнениям всегда происходит через словосочетание «а также». Следовательно, работа, связанная с загрязнениями, отнюдь не обязательно является работой вредной либо опасной – это может быть и работа в допустимых и, возможно, даже в оптимальных условиях труда, при которой работник подвергается не опасным загрязнениям.

К сожалению, в общеобязательных нормативных документах отсутствует объяснения термина «загрязнение»[4], и мы не можем с точностью установить, нуждаются ли в предоставлении мыла офисные работники, поэтому по данному вопросу могут быть разные точки зрения и однозначного ответа не может дать никто.

Но совершенно ясно, что:

1)      Минздравсоцразвития вправе устанавливать обязательные условия трудового договора

и

2)      при включении в трудовые договоры условия о нормах выдачи средств это условие должно быть не отсылочным, а прямым, поскольку Приказ требует указывать именно «нормы выдачи», а не просто «условие о выдаче» как таковое.

Ясно и другое: офисная работа никоим образом не связана с загрязнениями, даже легкосмываемыми. Из анализа Трудового кодекса и Приказа со Стандартом напрашивается вывод, что смывающими и (или) обезвреживающими средствами следует обеспечивать тех, кто работает в соответствующих вредных и опасных условиях (где наличествуют загрязнения), в высокотемпературных условиях (после работы надо принять душ), в других условиях, связанных с загрязнениями. Очевидно, что для большинства офисных, торговых и других работников выдача средств не является обязательной. Для необходимо обеспечить другое: санитарно-гигиенические условия, т.е. наличия в туалетных комнатах мыла, туалетной бумаги, сушилки или салфеток для рук и т.п., но это уже, что называется, «из другой оперы».

Тем не менее, как показывает практика, очень многие инспектора гит не утруждают себя столь подробным анализом, и, поверхностно прочитав Приказ, требуют от работодателей, чтобы во всех абсолютно трудовых договорах было прямое условие о нормах выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Вам, коллеги, решать: доказывать ли инспектору свою правоту, или делать дополнительные соглашения к трудовым договорам…

В заключение хочется выразить надежду, что ныне функционирующий Минтруд (Министерство труда и социальной защиты) проявит должный профессионализм и отредактирует рассмотренный нами сегодня приказ, устранив его недостатки, в частности – определив содержание понятия «загрязнения» и, самое главное, освободит трудовой договор от избыточных условий.

 


[1] Далее – Приказ.

[2] По аналогичной причине столь же абсурдными являются и абзацы 7 («гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте») и 10 («условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами») ст. 57 ТК, поскольку все эти вопросы решены нормативным путем на уровне федеральных законов и не подлежат изменениям в договорном порядке. Однако закон – есть закон, и эти условия, пусть и чисто формально, но должны быть внесены в Трудовой договор. Как правило, они оформляются в виде отсылочных условий.

[3] Далее – СОУТ.

[4] Перечень легкосмываемых загрязнений содержит только Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.12.2012 N 2587р "Об утверждении нормативных документов по обеспечению работников ОАО "РЖД" смывающими и обезвреживающими средствами", который относит к таковым органические растворители; различные виды производственной пыли (древесная; кремнесодержащая и силикатсодержащая), балласта (щебеночного, асбестового, песчаного), песка, кремнезема, почвы, щебня, кирпича, бетона, глины, шамота, цемента, извести); стекловолокно, смазочно-охлаждающие жидкости на масляной основе); растворы цемента, извести, кислот, щелочей, солей; щелочемасляные эмульсии и т.п.). Очевидно, что этот документ носит сугубо ведомственный характер.