Новости

21.01.2014Об определении места работы дистанционного работника

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 07.10.2013 № ПГ/8960-6-1

Об определении места работы дистанционного работника

 

 

В Управлении юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда Федеральной службы по труду и занятости (далее – Управление) рассмотрено обращение от 9 сентября, поступившее в Роструд 10 сентября 2013 года. Сообщаем следующее.

Согласно частям 1 и 3 статьи 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы.

По мнению Управления, трудовой договор о дистанционной работе должен содержать сведения о месте работы, в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Заместитель начальника Управления
юридического сопровождения деятельности
центрального аппарата и правовой поддержки
территориальных органов Роструда                                                                     

К.А. Харитоненко

 

Комментарий И.В.Журавлевой

Безусловное спасибо сотрудникам Роструда за помощь, которую они оказывают правоприменителям, разъясняя сложные вопросы применения норм трудового права, особенно – новых норм. Однако нельзя не отметить принципиальную неточность в данном ответе. Для того, чтобы понять суть этой неточности, необходимо разобраться в содержании правового понятия «место работы».

Итак, что же подразумевает Трудовой кодекс под местом работы? Варианты: [I]работодатель как таковой (т.е. наименование организации либо ФИО индивидуального предпринимателя); [II]подразделение; [III]конкретное рабочее место; [IV]местонахождение рабочего места (т.е. наименование населенного пункта); [V]адрес, по которому находится рабочее место.

Анализ норм, содержащихся в абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 57 и абз. 1 и 2 ч. 4 ст. 57 ТК позволяет расставить все точки над «i». Согласно абз. 2 ст. 57 условие о месте работы является обязательным, однако в обязательном порядке следует указывать только 1) наименование структурного подразделения и 2) его местонахождение (заметим: не «адрес», а «местонахождение»: это совершенно разные правовые понятия*: «адрес» – это уточненное, более конкретное указание места нахождения; «место нахождения» может ограничиваться наименованием населенного пункта, районом города и т.п. – в зависимости от целей указания) и то лишь при условии, что работник принимается на работу в [A]обособленное структурное подразделение, [Б]расположенное в другой местности.

Согласно абз. 1 и 2 ч. 4 ст. 57 такие обстоятельства, как: [1]наименование структурного подразделения; [его местонахождение]; [3]конкретное рабочее место [4]и т.п. – признаются условиями уже не о месте работы, а об уточнении места работы, что абсолютно не одно и то же. Кроме того, уточнение рабочего места, согласно абз. 1 ч. 4 ст. 57, является дополнительным условием трудового договора, которое может (а не должно) включаться в него на факультативной (а не обязательной) основе.

Таким образом, если из перечня приведенных выше вариантов мы исключаем варианты с [II] по [V], то остается только вариант [I], т.е. местом работы Трудовой кодекс в общем порядке признает организацию (или ИП), наименование которой (ФИО которого) указано уже в самом начале преамбулы трудового договора и дублирования не требует. И только в специальном порядке к условию о месте работы относится еще наименование и местонахождение структурного подразделения, расположенного в другой местности.

Дистанционный работник, согласно всем нормам гл. 49.1 ТК, вообще не обязан иметь рабочего места. Его рабочее место виртуальное, оно находится в Интернете, а выходить в Интернет он может из дома, с дачи, из леса, с гор, с пляжа (в этом или в другом полушарии) – это его совершенно личное и никому не подконтрольное дело. Именно поэтому, кстати, новый Федеральный закон от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» устанавливает, что дистанционные рабочие места не подлежат спецоценке.

Таким образом, в письме Роструда смешаны два разных правовых понятия: «место работы» и «рабочее место». Рабочее место, «в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором» у дистанционного работника отсутствует в принципе. Места работы, «в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором» быть не может также в принципе, т.к. местом работы дистанционщика является организация либо ИП, и непосредственно там эти работники как раз и не работают – работа у них, как известно, дистанционная.

Мы еще раз хотим выразить благодарность Роструду за оказываемую правоприменителям помощь. Мы не сомневаемся в профессионализме сотрудников Управления юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда, поэтому надеемся, что в ближайшее время будет опубликовано письмо, более точно и верно трактующее нормы статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерациии в отношении дистанционных работников (подобные прецеденты уже были в практике Роструда).

*См. ч. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"