Новости

10.01.2011Вопрос о порядке зачета времени военной службы в страховой стаж для определения размера пособия по нетрудоспособности

С 01.01.2010 статья 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255) дополнен частью 1.1 следующего содержания:

«В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".» (далее – Закон № 4468-1)

В ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указывается, что прохождение военной службы может осуществляться гражданами в двух формах:

1) по призыву,

2) в добровольном порядке (по контракту).

Однако текст ч. 1.1 ст. 16 Закона № 255 можно трактовать двояко.

Первый вариант: ссылка на Закон № 4468-1 относится и к военной службе, однако в этом Законе не упоминается служба по призыву, следовательно, служба по призыву не засчитывается в страховой стаж.

Второй вариант прочтения: засчитываются а) периоды военной службы, и, помимо этого, б) периоды иной службы предусмотренной Законом № 4468-1. Нам представляется, что верным является именно второй вариант. В противном случае формулировка была бы следующей: «периоды военной и иной службы, предусмотренной…». Следовательно, по нашему мнению, зачет периода военной службы в страховой стаж не связан с Законом № 4468-1. Таким образом, служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин должна, как мы полагаем, засчитываться в страховой стаж.

Понятно, что служба по призыву (срочная служба ранее), которая была включена в непрерывный стаж, в соответствии со ст. 17 Закона № 255, в любом случае засчитывается в страховой стаж, причем в двойном размере. А вот со службой по призыву, в непрерывный стаж не засчитываемой, ситуация не ясна.

Таким образом, вопрос заключается в следующем. Для правильного определения размера пособия по нетрудоспособности необходимо понять:

засчитывается ли служба по призыву, не вошедшая в непрерывный стаж, в страховой стаж работника?

 

Это письмо было перенаправлено Министерством для рассмотрения в Фонд социального страхования Российской Федерации, из которого мы получили следующий ответ, подписанный руководителем Департамента правового обеспечения социального страхования Александром Анатольевичем Шестаковым (исполнитель Ильюхина).

В журнала «Кадровые решения» в 2009 году мы публиковали интервью с Александром Анатольевичем, в котором он ответил на ряд вопросов, волновавших наших читателей (в частности, пояснил, что Фонд отнюдь не предъявляет к работодателям требование об оформлении отпуска по уходу за ребенком двумя частями: сначала до полутора, и только потом – до трех лет, так как Трудовым кодексом РФ предусмотрен отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет, и только мать (или другой член семьи, фактически ухаживающий за ребенком) вправе решать, оформлять ли отпуск «по максимуму» или сократить его срок. Ни фонд социального страхования, ни работодатель здесь «права голоса» не имеют). А представленном вашему, уважаемые читатели, письме поставлены точки над i в важнейшем как для кадровиков, так и для очень многих российских работников, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу) вопросе.

 

ОТВЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ

 

02.07.2010                                                                                                    02-02-01/08-3086л

 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 92 (далее – Правила) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности , которые предусмотрены частью 1 указанной статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 1.1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 19.1 Правил периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

При этом, следует иметь в виду, что положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 применяются только к лицам, имевшим специальные звания и проходившим службу в указанных учреждениях и органах.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительная срочная военная служба) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из изложенного следует, что период службы по призыву при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию следует включать в страховой стаж.

 

Комментарий И.В. Журавлевой

 

Таким образом, теперь сняты все сомнения и вопросы кадровиков по поводу порядка подсчета страхового стажа. Сотрудники тех организаций, где и до прочтения этого письма, страховой стаж определялся так, как указано в разъяснении, получили подтверждение своей правоты. А вот тем работодателям, где применялись иные, противоречащие разъяснениям, способы, необходимо будет пересчитать страховой стаж и произвести работникам соответствующие доплаты.