Новости

10.01.2011Вопрос о дополнительных нерабочих праздничных днях в субъектах Российской Федерации

Многие организации, зарегистрированные в России, в том числе в Москве, имеют филиалы и другие обособленные подразделения, территориально расположенные в других субъектах России, а именно: в Республике Башкортостан (РБ) и в Республики Татарстан (РТ).

Законами РТ и РБ установлены дополнительные нерабочие праздничные дни, помимо предусмотренных ст. 112 ТК РФ (например, день Конституции РБ 24 декабря).

В результате этого возникла несправедливая, на наш взгляд, ситуация, когда работники филиалов в названных выше республиках имеют большее по сравнению с другими работниками организации количество оплачиваемых праздничных дней и соответственно больший средний заработок, и меньшую годовую норму рабочего времени.

Ст. 6 Трудового кодекса России, устанавливая разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, определяет, что более высокий уровень трудовых прав работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В связи с тем, что введение субъектом России дополнительных нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета работодателя, вопрос об источниках финансирования и балансе рабочего времени, по-видимому, должен быть решен в законодательном акте субъекта России.

В связи с этим возникают следующие вопросы:

1.       Вправе ли субъекты Российской Федерации устанавливать дополнительные к установленным Трудовым кодексом РФ нерабочие праздничные дни?

2.       Каким законом: ст. 112 ТК РК или законодательством Республики Башкортостан и Республики Татарстан следует руководствоваться работодателям?

3.       Обязаны ли работодатели предоставлять своим работника дополнительные нерабочие праздничные дни, установленные законодательством субъектов России?

4.       В какой орган следует обращаться работодателям за компенсацией затрат?

5.       Какие документы необходимо предоставить и каков порядок компенсирования затрат работодателя?

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.03.10                                                                                                        № 721-12

О дополнительных нерабочих праздничных днях

 

Правовой департамент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев Ваше сообщение, сообщает следующее.

Минздравсоцразвития России не предоставлено право давать разъяснения по данному вопросу, поэтому сообщаем мнение специалистов.

Трудовое законодательств – это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, законодатель разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Нормами статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации определены принципиальные положения трудового законодательства в сфере регулирования трудовых отношений, отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти. Частью второй данной статьи установлено, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, приводящий к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок указанного обеспечения, по нашему мнению, должен регулироваться нормативным правовым актом этого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ограничений у органов государственной власти субъектов Российской Федерации для установления дополнительных нерабочих праздничных дней в субъектах Российской Федерации (например, национальные праздники) не имеется, в связи с чем данный вопрос может быть предметом ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае установления таких праздников, по нашему мнению, дополнительные нерабочие праздничные дни должны быть предоставлены работникам, работающим в данном субъекте Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством данного субъекта Российской Федерации.

 

Директор Правового департамента                      С.Ф. Вельмяйкин

 

 

Комментарий И.В. Журавлевой

 

Итак, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы и гарантии для работников. Однако финансовое бремя по материального обеспечению данных льгот субъекты России обязаны принимать на себя. Другими словами, республики вправе вводить дополнительные нерабочие праздничные дни, но при этом обязаны за счет своего собственного бюджета возмещать работодателям их затраты и потери. В каждой из этих республик должна быть законодательно установлена процедура возмещения работодателям дополнительных расходов и потерь. При отсутствии возмещения требование о дополнительных нерабочих праздничных днях становится нелегитимным и оно, на наш взгляд, может быть не исполнено, как противоречащее ст. 6 Трудового кодекса РФ.