Новости

13.08.2012Административный арест: как табелировать?

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ОТСУТСТВИЯ РАБОТНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В СВЯЗИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ АРЕСТОМ

К сожалению, вопрос о том, как следует оформить отсутствие работника на рабочем месте в связи с административным арестом, действующими нормативными документами не урегулирован.

В унифицированной форме № Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», был предусмотрен буквенный код ПР (или цифровой код 31) для обозначения прогулов (неявок на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня или отсутствия на работе без уважительной причины более 3-х часов (непрерывно или суммарно) в течение всего рабочего дня, административного ареста за административные правонарушения, пребывания в медицинском вытрезвителе, забастовок, признанных незаконными, и других неявок по неуважительным причинам). Таким образом, административный арест приравнивался к прогулу.

Унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26, признаны утратившими силу Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, которым утверждены действующие в настоящее время унифицированные формы, в том числе и форма № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда». Согласно этой форме отметкой ПР (24) в табеле отмечаются прогулы, под которыми следует понимать отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение времени, установленного законодательством. Как видим, об административном аресте в новой редакции унифицированной формы № Т-12 нет ни слова.

Трудовой кодекс РФ определяет прогул как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Является ли административный арест неуважительной причиной отсутствия работника на рабочем месте?

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административный арест является одной из форм административного наказания, которое может устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений.

В соответствии с п. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест назначается судьей и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.

Разумеется, в течение срока административного ареста работник не может находиться на своем рабочем месте и исполнять свои трудовые обязанности. Первопричиной чего является совершенное им правонарушение, т.е. виновное наказуемое

деяние, установленное судом. Следовательно, можно сделать вывод, что у работника, подвергнутого административному аресту, отсутствует уважительная причина невыхода на работу.

Тем не менее, сегодня есть суды, которые считают, что назначение административного ареста нельзя отнести к неуважительным причинам отсутствия работника на рабочем месте, т.к. в этой ситуации от воли работника, от его желания или нежелания исполнять свои трудовые обязанности ничего не зависит.

 

Из судебной практики

Президиум Московского областного суда в Постановлении от 13.10.2004 № 631 по делу № 44г-562/04 отменил решение об увольнении за прогул, мотивируя свое решение, в частности, тем, что работник отсутствовал на рабочем месте помимо своей воли, т.к. был заключен под стражу за совершение противоправного действия. Это действие не относится к дисциплинарным поступкам, за которые предусмотрено право работодателя применять дисциплинарные взыскания в рамках трудового законодательства.

Президиум Московского областного суда указал, что с работником мог быть прекращен трудовой договор в случае его осуждения к наказанию, исключающему возможность продолжения работы. Однако работник был осужден к условной мере наказания и освобожден из-под стражи, поэтому вправе был приступить к работе.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда также пришла к выводу об уважительности причин неявки на работу истца, подвергнутого административному аресту, и отменила решение о его увольнении за прогул1.

 

Получается, по логике этих судов, что неявка работника на работу в связи с привлечением к административной ответственности в виде ареста не может являться основанием для расторжения с ним трудового договора за прогул (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Заметим, однако, что если работодателю достоверно известно, что противоправные действия работника, явившиеся основанием для административного ареста, одновременно являются нарушением его должностных (профессиональных) обязанностей (например, работник - водитель оставил место ДТП, участником которого он являлся, за что и был, в соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, подвергнут административному аресту на срок до 15 суток), то работодатель безусловно имеет все основания для принятия решения о применении к работнику дисциплинарного взыскания.

 

Конечно, это – решения не Верховного Суда, поэтому можно предполагать, что другие суды могут иначе оценить ситуацию. Тем не менее, правомерность использования сегодня кода ПР в рассматриваемом случае вызывает сомнения.

В абз. 4 ч. 1 ст. 121 ТК РФ приводится определение такого понятия, как «вынужденный прогул», под которым следует понимать незаконное увольнение или отстранение от работы и последующее восстановление на прежней работе. Однако при административном аресте как такового отстранения от работы по инициативе работодателя не происходит. Следовательно, вынужденным прогулом административный арест не является, поэтому проставить в табеле учета рабочего времени код ПВ или 22 (время вынужденного прогула в случае признания увольнения, перевода на другую работу или отстранения от работы незаконными с восстановлением на прежней работе) нельзя.

Использования кода НН или 30 (неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)) также будет не вполне адекватным ситуации, т.к. причины отсутствия работника работодателю известны, поэтому после получения от работника документа об

1 См. п. 3 обзора судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в надзорном порядке во втором полугодии 2000 года. (http://docs.kodeks.ru/document/929106247)

административном аресте как причины неявки на работу, этот код, по идее, должен быть заменен уточняющим кодом в корректирующем табеле (если, разумеется, удастся найти более подходящий). Продолжаем рассматривать имеющиеся коды.

Не подходит и код НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы), не говоря уж о коде НО или 34 (отстранение от работы (недопущение к работе) с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством), т.к. отсутствует сам факт отстранения работника от работы работодателем.

В неявке работника на работу в связи с административным арестом нет и признаков простоя по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, т.к. вина работника все-таки имеется – административный арест судьей назначен не без причины. Трудно расценить это и как простой по вине работника, т.к. простой предполагает нахождение на рабочем месте без выполнения функциональных обязанностей, поэтому код ВП или 33 (время простоя по вине работника, которое согласно ч. 3 ст. 157 также не оплачивается) также не подходит.

Отсутствие работника на рабочем месте в связи с административным арестом и, как следствие, неисполнение им трудовых обязанностей, можно классифицировать как неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника (ч. 3 ст. 155 ТК РФ), но в унифицированной форме № Т-12 код для этого случая не предусмотрен.

 

Казалось бы, организация вправе внести в унифицированную форму № Т-12 дополнительную строку, в которой указать дополнительный код для обозначения неявок на работу в связи с административным арестом. Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20, в этом случае даже не требуется издание приказа (распоряжения). В соответствиис указанным Порядком распорядительным документом организации оформляется только внесение в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительных реквизитов. Внесение изменений в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включение дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации не требуют специального оформления организационно-распорядительным документом.

С одной стороны, необходимость введения дополнительных кодов очевидна, так как имеющиеся коды не охватывают все жизненные ситуации, необходимость отражения которых в табеле учета рабочего времени возникает на практике. Однако возможность этого сегодня вызывает сомнение, поскольку, с другой стороны, перечень кодов в унифицированной форме № Т-12 как бы закрытый. Тем не менее, на наш взгляд, введение работодателем дополнительных кодов, не влияющих на правовое положение и оплату труда работников, можно полагать правомерным.

 

Очевидно, что, при отсутствии специального кода, приходится либо вводить новые коды, либо применять наиболее подходящий (относительно, конечно) код из имеющихся в списке в форме № Т-12. По нашему мнению, наиболее подходящими из уже имеющихся в рассматриваемом случае можно признать коды:

* ВП (или 33) – время простоя по вине работника, либо

* НБ (или 35) – отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы), либо все-таки оставлять в табеле

* НН (или 30) – неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств), не исправляя его на столько спорные обозначения,

так как последствия проставления этих кодов с точки зрения оплаты труда и учета стажа точно такие же, как и последствия самого административного ареста.

 

ОБ УЧЕТЕ ПЕРИОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА В ТРУДОВОМ СТАЖЕ

На то обстоятельство, что применение ареста, исправительных работ и штрафа за мелкое хулиганство является мерой административного взыскания, не влечет за собой судимости, не является основанием для увольнения с работы и не прерывает стажа работы, было указано еще Президиумом Верховного Суда СССР в п. 1 Постановления Президиума от 26.07.1966 № 5363-VI «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство» (в ред. от 05.06.1981; с изм. и доп. от 21.01.1985).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. от 03.12.2011, далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору. В период административного ареста действие трудового договора с работником не прекращается, следовательно, этот период входит в страховой стаж, применяемый для определения размера пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам.

Заметим к слову, что гражданам, находящимся под стражей или административным арестом, листок нетрудоспособности не выдается (абз. 4 п. 25 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (в ред. от 24.01.2012). За период заключения под стражу или административного ареста пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается (подп. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 55 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81.

Поэтому даже в том случае, если работник каким-либо образом получит и представит работодателю листок нетрудоспособности, полностью или частично совпавший с периодом административного ареста, пособие за период ареста ему назначаться не должно, т.к. согласно подп. «в» п. 17 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в ред. от 01.03.2011), календарные дни, приходящиеся на период заключения под стражу или административного ареста, исключаются из числа календарных дней, за которые выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности.