Новости

16.04.2019МРОТ: что в нем и что сверх него

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В этой норме речь идет о понятии «заработная плата», которое раскрывается в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата — это:

а) вознаграждение за труд (то есть оплата труда как таковая);

б) компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе как за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, так и за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера);

в) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Комплексный формально-правовой анализ норм ч. 3 ст. 133 и ч. 1 ст. 129 ТК РФ приводит к однозначному выводу: в МРОТ, согласно Трудовому кодексу РФ, следует включать все составные части заработной платы.

Однако судебная практика не была столь однозначной, различные суды по-разному трактовали приведенные выше нормы Кодекса, в судебной практике не было единства правоприменения по этому вопросу. Даже Верховный Суд РФ в разные годы различно трактовали эти нормы.

В частности, в 2016 году Судебная коллегия ВС РФ (опр. СК ВС РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10) сочла, что поскольку «в состав ежемесячной заработной платы истцов включена выплата районного коэффициента (25%)», то «право истцов на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено». Аналогичное мнение высказал Верховный суд и по другому делу (опр. ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16-4): «в состав ежемесячной заработной платы истцов включена выплата районного коэффициента (50%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%). Таким образом, право истцов на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено», и если «размер ежемесячной заработной платы с учетом оклада по должности, начисленных надбавок за работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, согласно материалам дела, превышает МРОТ, установленный федеральным законом в 2015 году, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 ТК РФ».

Мы видим, что в этих актах Верховный Суд РФ, исходя из буквы закона, признал правомерным включать в состав МРОТ как процентную северную надбавку (далее — СН) с районным коэффициентом (далее — РК), так и доплаты на работу в ночное время и работу в выходные и праздничные дни». Подобные решения Верховный суд принимал и ранее (в частности, определения СК ВС РФ от 23.07.2010 № 75-В10-2; от 21.05.2010 № 8-В10-2).

Однако в решениях Верховного Суда имеется и противоположный подход (Опр. СК ВС РФ от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31), согласно которому при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в РКС, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

А в 2014 году ВС РФ признал (обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в РКС и МКС, утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014), что «правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных северных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в РКС или МКС, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, к которой начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях».

Ничего удивительного, что и нижестоящие суды не смогли сформировать единую правоприменительную позицию, если даже Верховный суд не мог определиться в своих метаниях.

Однако в 2017 году вопрос о включении/невключении в МРОТ РК и СН был окончательно разрешен Конституционным Судом РФ: в постановлении от 07.12.2017 № 38-П он указал, что «районный коэффициент подлежит начислению на заработную плату работника, которая без этого коэффициента должна быть не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда», а в Определении от 27.02.2018 № 252-О-Р об официальном разъяснении постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П (по ходатайству Минтруда об официальном разъяснении постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П) подчеркнул, что «Постановление от 07.12.2017 № 38-П … вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

После чего и ВС РФ окончательно определился со своим отношением к МРОТ, выразив его в постановлении Президиума ВС РФ от 07.02.2018 № 4-ПВ17: «законодатель возлагает на работодателей как обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов», вследствие чего «применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности», поэтому «районный коэффициент подлежит начислению на заработную плату работника, которая без этого коэффициента должна быть не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда». Этим же постановлением Президиум ВС отменил упомянутое выше и признанное ошибочным определение СК ВС РФ от 19.09.2016.

Итак, с 07.12.2017 РК и СН должны начисляться на заработную плату, которая до их начисления должна быть не менее чем МРОТ. А вот вопрос с компенсационными доплатами — доплатами за работу:

- в ночное время;

- в выходные и нерабочие праздничные дни;

- сверхурочно;

- во вредных и/или опасных условиях труда

оставался открытым до 11.04.2019.

«Закрыл» вопрос, окончательно расставив точки над «i» в теме МРОТ’а Конституционный Суд в постановлении № 17-П), в котором указал, что «выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы», поэтому нормы Конституции РФ и Трудового кодекса РФ в совокупности «не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни».

В этом постановлении КС РФ разделил доплаты и надбавки, устанавливаемые на регулярной основе, которые допускается включать в состав МРОТ (в частности, доплаты за вредные условия труда), и доплаты, связанные с «повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности», которые должны начисляться на сумму заработной платы не ниже МРОТ[1], а именно в МРОТ не могут быть включены доплаты за:

- работу в ночное время;

- сверхурочную работу;

- работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Подчеркнем, что постановления КС РФ действуют с момента их провозглашения, имеют общеобязательную силу, что исключает любое иное истолкование правовых норм в правоприменительной практике — как работодателями, так и инспекционными органами и судами.

 


[1] Напомним читателям, что не менее МРОТ должна быть заработная плата работника, отработавшего полную месячную норму рабочего времени. Если работнику установлено неполное рабочее время, его минимально допустимый заработок исчисляется пропорционально (например, при работе на 0,5 ставки работнику должен быть начислен 0,5 МРОТ + РК и СН (в РКС и МКС) + доплаты за работу по ночам, в выходные, праздники и сверхурочно).